Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году.
Нормативно-правовые документы федерального уровня:
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспеченииработы по повышению функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Нормативно-правовые документы регионального уровня:
Приказ Департамента образования Орловской области от 16.09.2021 г. № 1264 Об организации работы, направленной на формирование и оценку функциональнойграмотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021-2022 учебный год ( скачать) (посмотреть).
Нормативно-правовые документы муниципального уровня
Приказ Управления образования Администрации Ливенского района от 22.09.2021 г. № 126 Об организации работы, направленной на формирование и оценку функциональнойграмотности обучающихся общеобразовательных организаций Ливенского района, на 2021-2022 учебный год ( скчать) (посмотреть)
Нормативно-правовые документы МБОУ "Вязовицкая ООШ им. Г. Н. Бакурова"
Приказ МБОУ "Вязовицкая ООШ им. Г. Н. Бакурова" от 24.09.2021 г. Об организации работы, направленной на формирование и оценку функциональнойграмотности обучающихся общеобразовательных в МБОУ "Вязовицкая ООШ им. Г. Н. Бакурова", на 2021-2022 учебный год (скачать) (посмотреть).
План-график (дорожная карта) реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся МБОУ "Вязовицкая ООШ им. Г.Н.Бакурова" на 2021-2022 учебный год. (скачать) (посмотреть).
Протокол педагогического Совета МБОУ "Вязовицкая ООШ им. Г. Н. Бакурова" № 2 от 28.09.2021 г. «Функциональная грамотность как метапредметный образовательный результат» (скачать) (посмотреть)
Протокол № 2 заседания методического объединения учителей МБОУ "Вязовицкая ООШ им. Г. Н. Бакурова" от 05.10.2021 г. Тема методического заседания «Развитие функциональной грамотности как средство овладения обучающимися системой ключевых компетенций. Внедрение инструментов оценки функциональной грамотности» (скачать) (посмотреть)
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/